Фестиваль проектов «Все о проектах»
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Философ Лессинг
Очень часто преподавателям задают вопросы: «Почему? Зачем? Это что? Как?» И преподаватели спешат ответить на эти и другие вопросы… А что если не давать готовых рецептов, а создать условия для того, чтобы обучающиеся самостоятельно находили ответы на вопросы, научились докапываться до истины.
Ведь как часто из практики, воспитывая детей, мы ссылаясь на свой богатейший и подчас нелегкий опыт, упреждаем их от необдуманных поступков, от подстерегающих опасностей: «Милые детки, поверьте на слово». Но они упорно сами набивают шишки, обжигаются, падают, суют пальчики в розетку, приобретая свой личную практику.
Мир удивляет, заставляет думать, исследовать его. Это стимул для исследовательского поведения. Каждый из нас – изначально, по своей природе, исследователь.
На первом курсе среднего профессионального образования и 1,2 курсах начального профессионального образования исследовательская и проектная деятельность входит в учебный процесс Николаевского-на-Амуре промышленно-гуманитарного техникума в качестве обязательного выполнения индивидуальных проектов согласно ФГОС СОО. Эта работа позволяет обучающимся раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои знания, исследовательские способности, самостоятельность, активность, креативность, умение стратегически планировать свою деятельность и добиваться ожидаемых результатов, умение работать в команде.
23 и 24 мая в Николаевском-на-Амуре промышленно-гуманитарном техникуме состоялся традиционный майский праздник науки, исследовательской и проектной деятельности – Фестиваль проектов. Первокурсники техникумацелый год готовилиськ тому, чтобы продемонстрировать свои лучшие достижения в исследовательских и проектных изысканиях.
Итак, добро пожаловать в мир захватывающих открытий!
Получились не скучные лекции умудренных сединами старцев, а занимательные мастер-классы, интеллектуальные игры и презентации лучших проектов и исследований обучающимися по итогам защиты работ на Неделе проектов. На Фестиваль экспертной комиссией в лице опытных преподавателей, администрации и представителей студенческого научного общества были отобраны самые интересные работы следующих обучающихся: «История техникума в газетных публикациях»Романова Владимира, обучающегося группы ПРМо-11-С под руководством преподавателя русского языка и литературы Иштугановой Алены Олеговны; под руководством преподавателя истории и обществознания Стародубовой Маргариты Владимировны «Улицы города в истории Николаевска-на-Амуре»Малиновского Андрея, обучающегося группы ЭЛо-14-С, «Мой народ нанайцы»Киле Евгения, обучающегося ДОо-11-С; к.и.н., преподаватель иностранного языка Тэмина Марина Григорьевна курировала научно-исследовательскую деятельность Ким Кристины, обучающейся группы ДОо-11-С по теме «Традиционная одежда народов Приамурья»и Михайловой Дарьи, обучающейся группы ПНКо-11-С по теме «Топонимы Нижнего Амура»; «Экскурсией в национальный парк»Кузьмичева Егора, Волосникова Андрея, обучающихся группы ЭЛо-14-С управляла Блинова Ольга Петровна, преподаватель химии и биологии; Сербина Дениса «Миграция населения с Дальнего Востока», обучающегосяся группы ПРМо-11-С под началом преподавателя правовых дисциплин Шумиловой Екатерины Викторовны; Антропова Максима, Михайловского Константина, обучающихся группы ПРМо-11-С с непосредственным участием преподавателя информатики Мурзагалиевой Ольги Андреевны по теме «Лепрозорий в Николаевском районе»; «Алюминий на кухне: опасный враг или верный помощник» Бородулиной Ольги, обучающейся группы ПК-17-Н под руководством Солончук Светланы Андреевны, преподавателя химии, биологии. Неподдельный интерес вызвала исследовательская работа «Русские прозвища (происхождение, классификация, особенности» Шаповала Павла, обучающегося группы ПРМо-11-С, руководитель – Иштуганова Алена Олеговна, преподаватель русского языка и литературы.
В первый день ведущие, Хамидулина Юлия Валерьевна, заведующий практикой и студент 1 курса группы ЭЛо-14-С Кока Владимир, погрузили гостей и участников в мир науки такой увлекательный и разнообразный: отметили важностьнаучно-исследовательскойдеятельности для формирования профессиональных качеств будущихспециалистов, интересно и доходчиво разъяснили понятие исследовательской деятельности. Распорядители Фестиваля научили своих гостей определять проблему исследования, строить алгоритм исследовательской работы, ненавязчиво объяснили, что важным этапом исследовательской деятельности является представление и защита своей работы в форме выступления. Чтобы не быть голословными, ведущие представили, как пример показательного выступления, презентации лучших проектов по итогам муниципальной научной конференции «Шаг в науку» доклад Мовсесян Дианы, ученицы 11 А класса МБОУ СОШ, по результатам «Студенческой весны 2016 года» выступление Финюшина Константина, обучающегося ЭЛо-34-С, по теме «Профилактика Интернет зависимое поведение как один из факторов влияния на здоровый образ жизни молодежи».
Затем предложили всем участникам фестиваля пройти познавательный маршрут «Все о проектах», представленный разнообразными формами мероприятий, подготовленными преподавателями техникума. Педагоги-психологи Шлеменкова Анастасия Сергеевна и Некрасова Оксана Владимировна провели тренинг «Профи будущего» для снятия барьеров перед публичными выступлениями. Мастер-класс «Как взять интервью» преподавателя русского языка и литературы Иштугановой Алены Олеговна познакомил участников «квеста» с одним из самых популярных и эффективных видов сбора информации – интервью. В мастерской «Секреты успешной презентации», организованной преподавателем информатики Огнянниковой Натальей Аликовной, актанты в совершенстве овладели навыками подготовки и демонстрации грамотной презентации. Преподаватель психолого-педагогических дисциплин Криволесова Татьяна Александровна подготовила для участников праздника науки практикум «Методологические параметры исследования». Теперь определить тему, цель, предмет и объект исследования ни у кого не составит труда. Игра «Театр как продукт проектной деятельности» преподавателя музыкальных дисциплин Новиковой Валентины Ивановны захватила зрителей бурной сценической деятельностью. Попова Светлана Вадимовна, преподаватель русского языка и методик преподавания в начальных классах дала первые, но такие успешные уроки публичного выступления.
Второй день, посвященный проектной деятельности, ввел гостей Фестиваля в историю проектов, сформировал представления о проектах в целом. Владимир Кока как эрудированный и увлеченный молодой человек по-простому объяснил, что такое метод проектов словами одного из основоположников «метода проектов» профессора педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильяма Херда Килпатрика: «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова».
Юлия Валерьевна рассказала историю одного из первых проектов под названием «Посещение дома мистера Смитса для выяснения причины тифозных заболеваний». Продуктом по этому проекту стал содержательный «Доклад о причинах тифозных заболеваний», направленный детьми хозяину дома. Как отмечается, мистер Смитс принял «Доклад» доброжелательно и выполнил все рекомендации детей. Познакомила с выдержками из этого «Доклада»: «... мы полагаем, что муха явилась главной причиной тифозных заболеваний, и рекомендуем вам нижеследующие средства: вставление сеток в окна и дверные проемы (следует подробное вычисление необходимого количества сетки и расчет стоимости), очистка двора от всякого сбора и отбросов, перемещение свиного хлева на более отдаленное расстояние от дома, хранение всех отбросов в ведрах с крышками, употребление мухоловок и других способов борьбы с мухой в течение холодных и теплых времен года…».
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Это разумный баланс между практическими знаниями и прагматическими умениями» - подвел итог ведущий Владимир.
Главная часть фестиваля – презентация лучших индивидуальных проектов обучающихся 1-х курсов техникума. В ходе публичных слушаний выступающим задавались вопросы от желающих прояснить некоторые моменты в выступлениях обучающихся или заинтересовавшихся работами обучающихся. Интересные, содержательные ответы молодых исследователей говорят о свободном владении материалом. По итогам защиты работ счетная комиссия, Полканова Светлана Владимировна, преподаватель специальных дисциплин, Агапова Анна Юрьевна, преподаватель физической культуры, выбрали лучших из: 1 место – Романов Владимир, 2 место – Киле Евгений, 3 место –Бородулина Ольга.
Вот и подошел к концу Фестиваль. Заключительным аккордом прозвучало выступление Пахно Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, руководитель научно-исследовательского центра Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогов в сфере среднего профессионального образования с предложениями, рекомендациями в части совмещения учебной деятельности с научными направлениями, что несомненно станет следующим этапом развития опыта инновационной практики техникума.
Ирина Владимировна является руководителем краевой инновационной площадки на базе техникума по теме «Виртуальный музей техникума как средство овладения проектно-исследовательскими технологиями». Данная программа разрабатывалась методической службой техникума с целью решения проблемы выполнения индивидуальных проектов обучающимися первых курсов.
ЭтотФестиваль, целью которого было показать, что наука дополняет и обогащает нас, призван стать основным местом встречи в техникуме обучающихся, увлекающихся научными изысканиями.
До новых встреч!