Форум «Что я жду от конкурса профессионального мастерства»
Форум «Что я жду от конкурса профессионального мастерства»
Сегодня в образовании немало как защитников, так и противников проведения профессиональных конкурсов. Одни ругают их за сходство с шоу, другие – за формализм процедуры конкурсных мероприятий.
Отметим положительные моменты в данных мероприятиях.
Во-первых, конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению молодых специалистов.
Во-вторых, чествование лучших сплачивает профессиональное сообщество, рождает чувство причастности и гордости за профессию.
В-третьих, методически грамотно проведенный профессиональный конкурс в ряде случаев заменяет руководителям образовательных организаций многие другие административные методы работы с коллективом, в т.ч. ежегодные аттестации, имея перед ними преимущества как значительно более демократичный механизм оценки и вознаграждения труда преподавателя.
Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация соперничества не пугает, а, наоборот, стимулирует. Безусловно, это люди, стремящиеся к успеху. Успехом же для них являются как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: статус в коллективе, премию, разряд и др.
Таким образом, значимость и важность участия в профессиональных конкурсах определены.
Какие рекомендации и пожелания можно дать отважным потенциальным участникам конкурсных баталий?
В профессиональном конкурсе оценивается не только мастерство ведения занятия, а система работы педагога. И презентовать нужно всю систему целостно: начиная с планирования и конспектов учебных занятий, включая авторские программы и научные доклады, самостоятельно подготовленные дидактические материалы и сценарии для обучающихся – словом, все разработки, дающие достаточно полное представление об уровне его профессионализма, о его индивидуальной лаборатории.
Участие в конкурсах педагогического мастерства – трудоемкий творческий процесс, требующий огромных затрат сил и энергии, когда педагог масштабно анализирует свою деятельность как преподавателя, приводит в систему свой воспитательский и личностный опыт, оформляет горы документации. Он делает все для того, чтобы войти в этот особый мир общения, соревнования, удач и находок.
Что ожидают участники конкурса педагогического мастерства «Лучший педагог года»? Что нужно сделать для того, чтобы конкурсы стали действительно эффективным средством повышения профессионализма педагогов? Каково ваше мнение, уважаемые педагоги?